1 Гибче и эффективнее: в РТ озвучили векторы развития IT-отрасли
Заказать звонок
8-800-333-98-70

Направления

Отрасли

Проекты

Компания

Карьера

Гибче и эффективнее: в РТ озвучили векторы развития IT-отрасли

15декабря 2021

Новости

Гибче и эффективнее: в РТ озвучили векторы развития IT-отрасли

Предстоящий год объявлен в Татарстане Годом цифровизации.
Заместитель генерального директора группы компаний ICL Сергей Соловьев считает, что IT-компаниям республики необходимо следовать мировым трендам, доказавшим свою эффективность в 2021 году. В интервью РБК Татарстан он заявил, что в вопросах цифровизации республика сможет быть на передовых позициях, используя трендовые технологии и стимулируя цифровизацию в реальном секторе экономики.

Мировые тренды

— Какие тренды в IТ-сфере последних лет будут продолжаться в 2022 году? В какую сторону стоит смотреть компаниям Татарстана и что делать уже сейчас, чтобы активно развиваться в следующем году?

Год назад возник анекдот о том, что COVID – это лучший цифровой директор, который всех нас подтолкнул к цифровизации, и отмахнуться от движения в этом направлении было сложно. Поэтому компаниям стоит обращать внимание на технологии, которые уже доказали свою эффективность, и в будущем будут также развиваться и во многом определять развитие IT. Эти технологии будут продолжать воздействовать на бизнес и повышать его эффективность, иметь большее проникновение в бизнес-процессы. И сейчас, выделяя какие-то новые тренды в технологиях, я ориентируюсь как на наш опыт, так и на результаты консалтинговых компаний, занимающихся анализом рынка. К примеру, результаты исследований Gartner.

Говоря о мировых трендах, я бы акцентировал внимание на облачных платформах. Примерно к 2025 году проникновение облачных технологий различного вида в компаниях достигнет, если не 100%, то точно более 90%. При этом, на сегодняшний день их проникновение в мире составляет менее 40%. Я считаю, что они будут наращивать свою мощность.

Но говоря про мировые тренды, мы должны понимать, что они, естественно, будут воплощаться также и в компаниях Татарстана. Республика не будет идти по какому-то собственному пути развития. В Татарстане достаточно много компаний международного уровня, соответственно, все эти тренды будут распространяться и на них. Я считаю, что это правильный подход, который доказал свою эффективность.

— Какие технологии еще стоит упомянуть?

Стоит упомянуть Big Data. Это накопление данных в специализированных хранилищах. Оптимизация работы с набором данных будет идти за счет создания Data Fabric. Происходит развитие инструментов обработки данных, повышается их эффективность. Это позволяет сократить количество специалистов по анализу данных, а их немного на рынке, но при этом приблизить результат в виде новых знаний потребителю.

От Data Fabric мы никуда не уйдем, это очень важная технология, которая будет многое определять. К примеру, развитие искусственного интеллекта. Внедрение искусственного интеллекта в работу предприятий будет влиять на их возможности по извлечению дополнительной прибыли и сокращению затрат.

Мир изменился и появилась «новая нормальность», которую IT сможет поддерживать через тренд глобально-распределенных предприятий – Distributed Enterprise. Это переход от офисной концентрации работников в одной географической точке к работе с глобальными точками производства услуг. В 2023 году доходы 75% предприятий, использующих преимущества территориально-распределенной модели работы, будут расти на 25% быстрее, чем у их конкурентов.

Об этих трендах стоит помнить и говорить. Я уверен, что в 2022 и 2023 году они будут еще больше углубляться. Если вы хотите быть гибче и эффективнее, то вам так или иначе придется использовать их в своей работе.

Удаленный формат

— С уходом COVID-19 из нашей жизни все сотрудники вернутся на свои места или удаленный формат останется с нами?

Для себя мы сделали вывод, что гибридная модель более эффективна для организации труда. Однако полную удаленку я тоже плохо представляю, она возможна только в отдельных экстремальных ситуациях. Сейчас же наши средства производства и методы работы таковы, что мы не привязаны к станкам или другим инструментам, сконцентрированным в офисе. У нас могут быть распределенные средства производства, ведь основная наша ценность — это знания и квалификация. Людей сейчас можно легко объединить виртуально, в том числе с помощью IT и визуальных рабочих групп.

Я считаю, что на долгих промежутках времени перевес в сторону удаленной работы все же влияет на эффективность команды, размывает командный дух и «чувство плеча». В первое время этого можно даже не замечать.

Когда в 2020 году мы экстренно перешли на удаленку, нам потребовалась где-то неделя для устранения некоторых технических моментов, пересмотра части бизнес-процессов, изменения структуры доверенностей и помощи командам полностью перейти в дистанционный режим.

Однако мы давно понимали преимущества, которые может дать зрелая модель удаленной работы, особенно на напряженном ресурсном рынке специалистов. Поэтому мы поставили для себя задачу создать условия, чтобы эффективно вовлекать в работу сотрудников из любой точки мира. Еще в 2018 году мы начали готовиться, менять внутренние процессы, адаптировать их к увеличению количества удаленных сотрудников. Да, мы не знали, что будет COVID, но, когда это случилось, мы были максимально готовы.

Хотя изначально, у нас были достаточно неамбициозные планы: к примеру, в начале 2020 года мы планировали достичь планки в 20-25% удаленных сотрудников. Но в связи с пандемией резко возникла необходимость перейти на диапазон в 95%. Уже сейчас можно сказать, что мы смогли перейти в экстренном режиме на дистанционную работу и при этом никто из наших заказчиков не заметил изменений в качестве предоставляемых сервисов.

— В 2020 году был бум спроса на обеспечение удаленного доступа для сотрудников компаний. Аналогичную тенденцию продемонстрировал и 2021-й. Что происходило с начала октября текущего года? Какие перспективы вы видите в будущем?

Удаленка – это реальность, которая неизвестно когда закончится. Сейчас на нее есть устойчивый спрос, который, правда, ниже, чем в начале 2020 года, когда был локдаун, но выше, чем в доковидные времена.

В такой реальности, когда и мы, и заказчики ведем свою деятельность, преимущественно, удаленно, появляются дополнительные условия на качественное предоставление сервиса и видоизменяются требования заказчика. В процессе реорганизации деятельности мы по-новому ощутили ценность приложений для конференц-связи, так как все встречи и собрания перешли на онлайн-системы.

У многих компаний работа уже выстроена, так как они инвестировали достаточно средств в удаленный формат. Они добились приемлемого для себя уровня организации и защищенности. Те, кто этого не сделал, либо технически не могут перейти на широкий формат распределенной работы, либо не считают это эффективным для себя. Такие всегда останутся.

— Какие проблемы в организации удаленной работы вы можете выделить?

Проблема в том, что с течением времени групповые связи начинают истончаться, здесь нужна гибридная модель. Поэтому работа с кадрами в IT – это тоже один из современных трендов и вызовов. Пандемия принесла не только удаленную работу, но, как следствие, высокую мобильность сотрудников. Если раньше надо было куда-то ехать для работы, то сейчас этого нет. Все можно сделать из своего домашнего офиса. Для нашей отрасли, которая, в первую очередь, связана с высокоинтеллектуальным ресурсом, вопросы мобильности сотрудников становятся одним из ключевых вызовов дальнейшего успеха.

С увеличением мобильности часть людей без эмиграции легко перетекает в другие страны, возникает недостаток самих специалистов на рынке труда. Поэтому здесь так важны HR-специалисты и в целом умение компаний правильно выстраивать процессы организации труда.

Кадры = дефицит

— Недостаток кадров наблюдается только в Татарстане или в целом по стране? Насколько он высок?

В сфере IT он огромен. Это комплексный вопрос, так как требуется все большее количество сотрудников. Такая ситуация сложилась не только в Татарстане или по стране, но и во всем мире.

Спрос на ИТ-специалистов в Татарстане сейчас во многом превышает предложение, особенно если мы говорим о качестве, компетенциях и профессиональной зрелости потенциальных сотрудников. Пандемия добавила в эту картинку свои акценты и сложности: в результате массовой удаленной работы, мы наблюдаем отток квалифицированной рабочей силы, которая, физически оставаясь на территории республики, параллельно работает над развитием экономического потенциала в других субъектах или за рубежом. Удаленная работа и изменения в трудовом законодательстве расширяют возможности для работников и поднимают тонус работодателям.

— Как можно решить проблему утечки кадров? Что нужно делать компаниям Татарстана для предоставления необходимых условий сотрудникам?

Какую-то часть невозможно остановить. Однако с экономической причиной можно бороться. Опять же все в достаточной степени взаимосвязано. Цифровая трансформация, индустрия 4.0 — активные потребители IT-кадров. Они направлены на то, чтобы предприятия были гибкими и получали большую прибыль и конкурентные преимущества. Часть прибыли переходила бы сотрудникам через оплату труда. Если предприятие успешно движется по пути цифровой трансформации, то оно может позволит себе платить по европейским и мировым стандартам.

Также необходима правильная работа с сотрудниками через HR-специалистов. Отмечу, что молодых специалистов не всегда интересуют деньги. Им важны и технологические вызовы, возможность самовыражения через них. Да, он будет смотреть на заработную плату, но если она будет соответствовать определенному уровню, то это уже нормально.

Мы ежедневно должны понимать и заботиться о том, как мы организовали работу с персоналом, какую социальную поддержку мы им оказываем, насколько им интересно поддерживать связи и развиваться в компании.

Новые вызовы

— А если говорить о бизнесе, то по прошествии времени какие инновации или модели показали себя лучше всего и помогли справиться с возникшими вызовами за последние 1-2 года?

Развитие получила IT-сервисная бизнес-модель, предоставление услуг аутсорсинга и многие другие. Повышение внутреннего эффекта выражается для клиента, в том числе, и в снижении цены обслуживания. Он не только получает прямую выгоду от продолжения сотрудничества с нами, но и повышение эффективности своего бизнеса. Достигается это путем улучшения внутренних коммуникаций, за счет применения и разработки средств автоматизации. Здесь на помощь приходят искусственный интеллект, облачные технологии, различные инструментальные средства, которые помогают повышать эффективность работы по обслуживанию инфраструктуры заказчиков.

В этой связи за последние два года я бы выделил среди наших внутренних решений автоматический смарт-ассистент. Главная задача АСА – это автоматизация рутинных задач специалистов технической поддержки. Это многофункциональное решение, которое умеет анализировать текст обращений, классифицировать, распределять инциденты на наиболее подходящую для решения команду и направлять обращения доступному и наиболее компетентному инженеру. А также АСА способно предлагать решения на основе истории того, как ранее был решен подобный запрос. И мы по-прежнему видим зоны расширения функционала АСА. Решение изначально было опробовано на внутренних процессах компании и показало высокую эффективность. А затем мы стали предоставлять этот сервис и для внешних заказчиков, например, в рамках совместных проектов с нашим ключевым бизнес-партнером – компанией Fujitsu.

Отмечу, что решение АСА позволило в 2021 году сэкономить более 5200 часов рабочего времени сотрудников, скоординировало более 170 тысяч запросов на обслуживание и инцидентов, выдавало более 130 рекомендаций по решению инцидентов ежедневно.

Полную версию интервью с Сергеем Владимировичем читайте на сайте РБК.






Будьте в курсе

Подпишитесь на рассылку и получайте новые новости
На сайте icl.ru используются cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Если, прочитав данное сообщение, вы не согласны, просим вас покинуть сайт.